Люди в течение многих веков упорядочивали важные знания, которые теперь составляют основу правил дизайна. Это знания об общей природе положительных реакций человека.
Дэвид Хьюм назвал такую природу «постоянными и универсальными принципами человеческого естества». Правила универсального дизайна не всегда могут быть мерилом всех вещей, но они могут помочь добиться успеха в различных сферах дизайна.
Продукт, который создаётся с учётом этих правил, получается наиболее качественным и востребованным у потребителей. Основные моменты этих правил могут применяться в искусстве, в архитектуре, в фотографии, в дизайне интерьера и даже в рекламе и дизайне веб-сайтов. Первоначальной целью дизайна является эстетическая привлекательность продукта, при этом для конкурентоспособного воплощения дизайнерских идей просто необходимо понимание процессов, влияющих на человеческое восприятие.
Вот эти правила дизайна, который будут работать на вас:
1. Бритва Оккама
Бритва Оккама (или закон минимума допущений) — сформулированный в 14 веке Отцом Церкви Вильямом Оккамом закон, который опередил своё время. Этот закон не является неоспоримой истиной, без него может обойтись научный прогресс, но, однако, он показывает, что чаще всего правильным решением является наиболее простое решение. Если сказать иначе, предпочтительным является самое простое объяснение или теория, и они чаще всего оказываются правильными.
Не следует без необходимости множить сущее. Множество не должно без необходимости становиться главным доказательством.
Как отмечал Леонардо да Винчи: «Простота – это высшая утончённость». Применительно к дизайну Бритва Оккама предупреждает о том, что нужно избегать излишней сложности как в оформлении, так и в подаче информации.
Простое интуитивное решение является целью и все излишества должны беспощадно изживаться. Нужно стремиться к такому результату, как логичность исполнения.
2. Закон Хика
Закон Хика был предложен британским психологом Вильямом Эдмундом Хиком в 1950-е годы и является непрямым подтверждением Бритвы Оккама. Этот закон гласит, что чем больше выбор, тем более долгим и сложным будет процесс принятия решения.
Время принятия решения возрастает в зависимости от количества возможных вариантов выбора.
Просто представьте себе, как легко было бы купить пачку чипсов, если бы на полке супермаркета было бы только три или четыре вида этого продукта. Чем сложнее процесс выбора, тем выше уровень стресса и нервозности у человека.
Длительный и разнообразный процесс выбора может вызвать эмоциональную реакцию, при которой человеку будет казаться, что все варианты плохи. Это ещё раз доказывает, что простота наиболее продуктивна. Если выбор ограничен, возрастает вероятность правильного понимания. Во всяком случае, с точки зрения пользователя.
3. Закон Фиттса
Закон Фиттса – порождение мысли Пола Фиттса, который в 1954 году описал зависимость между количеством времени, требуемым для передвижения к цели, размером этой цели и расстоянием до неё. Чем легче найти цель и чем короче расстояние, тем быстрее и легче будет передвижение к этой цели.
Дизайнеры веб-сайтов создают большие центральные кнопки, чтобы на эти кнопки обратили внимание, а менее значимые кнопки делают не такими крупными. Этот принцип так же работает и для других случаев.
Подтолкнуть посетителя сайта к неосознанному выбору действия можно при помощи увеличения размера одной кнопки, а также сделав её самой лёгкой и близкой для клика.
4. Последовательность Фибоначчи
Последовательность Фибоначчи, названная в честь Леонардо Пизанского, который также был известен под именем Фибоначчи, была воссоздана в начале 13 века, но она и раньше встречалась в работах старых индийских математиков. Список чисел продолжается при помощи сложения последних двух сумм. Он начинается с 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д. Интересно, что эта последовательность проявляется и в природе. Например, в разветвлениях деревьев, в лепестках и листьях очень многих растений, а также в поведении пчёл.
Наблюдатели подсознательно находят такие конструкции наиболее эстетичными. На самом деле, очень многие считают эту последовательность наиболее важной моделью как в математике, так и в дизайне. Она может быть успешно применена при создании и геометрических рисунков, и органических орнаментов, и визуальных образов, и даже для отдельных композиций.
5. Золотое сечение
Золотое сечение – на самом деле это математическая вариация последовательности Фибоначчи. Золотое сечение – это иррациональная математическая константа, равная приблизительно 1,6180339887. Этот закон уже был осознан более чем 2000 назад, но впервые его определение было предложено Евклидом. Золотое сечение обосновывает предпочтительность выбора пропорций форм и конструкций так, чтобы они выглядели наиболее привлекательными.
«У геометрии есть два сокровища: одно из них – теорема Пифагора; другое – деление линии на золотое сечение. Первое — это благородные металлы геометрии, второе – это её драгоценные камни». – Иоганн Кеплер
Идея золотого сечения состоит в следующем: большая часть одного отрезка относится к меньшей части этого же отрезка так, как весь отрезок относится к своей большей части. Эта пропорция описывает отношения между длинной и короткой сторонами прямоугольника.
Открытки, игральные карты, киноафиши и даже самые обычные выключатели будут выигрывать и подсознательно угождать вкусам пользователей, если у них будут именно эти пропорции. Они могут применяться в дизайне, в рекламе, в искусстве и во многих других сферах профессиональной деятельности.
Золотое сечение, которое ещё обозначают греческой буквой ψ (пси), считается «удобной» пропорцией, которая окружает нас повсюду, и глаз воспринимает её как самое правильное и самое пропорциональное соотношение.
6. Правило третей
Правило третей может показаться тем же самым золотым сечением, но, на самом деле, это не одно и то же. Этот закон впервые был констатирован в 1797 году в книге Джона Томаса Смита «Заметки на фоне сельского пейзажа». Смит рассматривал своё открытие как обобщённое правило, а не как абсолютный закон. Однако, в действительности получается так, что если дизайнеры не пренебрегают этим законом, результаты получаются наиболее привлекательными для большинства пользователей.
Если рисунок, неважно является ли он компьютерной графикой, живописью или фотографией, разделить воображаемыми горизонтальными и вертикальными квадратами на девять блоков, то линии и пересечения линий станут наиболее значимыми частями работы. К тому же, деление рисунка на небо и землю или на небо и воду по одной из трёх горизонтальных линий также предпочтительнее, чем его деление пополам. Такое непропорциональное деление как бы концентрирует энергию и притягивает интерес.
Для художников и дизайнеров понимание правила третей может привести к возрастанию зрительского интереса к их работам.
7. Закон Парето
Суть закона Парето или правила 80/20 хорошо известна всем, кто руководит коллективами, собраниями или студентами в аудиториях, даже если руководитель и не знает, что это и есть закон Парето.
Закон Парето утверждает, что сколько бы не происходило событий, 80% результатов будет приходиться на 20% усилий.
Джозеф М. Джуран в 1906 году назвал это явление в честь Вилфредо Парето, показавшего, что 80% земли в Италии принадлежит 20% населения Италии. Этот закон стал объяснением, почему 80% преступников совершают 20% всех преступлений и почему 20% всех, кто пользуется системой здравоохранения использует 80% всех её услуг. Иначе, почему 80% результата приходится на 20% действия.
8. Ментальные модели
Идея закона ментальных моделей всегда витала среди учёных, обладающих богатым воображением, а в 1943 году этот закон бал сформулирован Кеннетом Крейком. Он предположил, что человеческий разум воспроизводит небольшие ментальные модели, которые используются для оценки событий. И действительно, выучить что-либо становится намного проще, если выстроить всё по уже знакомой модели. Компьютерный дизайн сталкивается с этим, когда вводит в программы обработки текстов знакомые термины, такие как рабочий стол, файлы и папки.
Каждый раз, когда вы можете использовать знакомый опыт как модель или инструкцию для дальнейшего развития, возрастает возможность успешного использования и снижается уровень стресса.
9. Возможность ошибки
Возможность ошибки, известная также как дизайн ошибки — это концепция, которая старается снизить количество неизбежных проблем и отрицательных последствий от случайных или непреднамеренных действий. Опять же, если согласовывать дизайн с Бритвой Оккама и законом простоты, то тенденция ошибаться может быть снижена, но её всё равно нужно учитывать.
Наиболее простое размещение информации и элементов, а также предупреждения могут предотвратить отрицательные результаты неправильных действий.
10. Соотношение сигнал-шум
Соотношение сигнал-шум актуально для определения баланса между сообщением и шумовым фоном, который может ограничивать или ослаблять значение сообщения. В случае если предлагается соотношение 1:1, это значит, что помехи фона почти равны силе сообщения. В этом случае результаты получаются ниже ожидаемых.
Корректирование может заключаться в выделении главного элемента, который может быть как звуковым, так и визуальным. Это также может включать в себя и снижение или удаление отвлекающих звуков или зрительных помех.
Если вы позволите важной и полезной информации занять главное место и снизите уровень ненужной и бесполезной информации, это принесёт вам положительные результаты.
Почему Коптят Свечи? 5 Причин Которые Портят Внешний Вид Вашей Свечи.
[…] 10 Правил Успешного Дизайна […]
[…] Статьи о свечах Почему Коптят Свечи? 5 Причин Которые Портят Внешний Вид Вашей Свечи. […]